Палитра современного мирового рынка охотничьего оружия будет неполной без турецких ружей, ибо с каждым годом Турция становится всё более и более активным игроком на международных рынках охотничьего оружия.
Многие – и не только российские – охотники с совершенно обоснованным недоверием относятся к оружию турецкого производства. Точнее сказать, относились. Со временем их отношение изменилось, ибо критерием истины является практика: турецкие производители доказали, что они способны выпускать качественное, надёжное и при этом недорогое оружие.
Лучшее доказательство справедливости данного утверждения – это мнение известного английского стрелка и тренера Филипа Торрольда, которого нельзя обвинить ни в предвзятости, ни в ангажированности: «Всё больше и больше стрелков покупают турецкие ружья. За всё это время ни одно из этих ружей не вышло из строя, не было у них и сдвоек. Я сам стрелял из этих ружей, чтобы показать ученикам, как нужно стрелять по мишеням. И скажу, что турецкие ружья столь же успешно разбивают мишени, как и ружья Holland & Holland за 240 тысяч фунтов, Krieghoff за 40, Perazzi за 25 и DT11 за 12 тысяч. Я стрелял из всех вышеперечисленных ружей, когда занимался с учениками, и с абсолютной уверенностью скажу, что стреляют и разбивают мишени что турецкие, что названные выше ружья одинаково. Да, бой ружей этих ружей различается, но результат достигается вне зависимости от цены ружья. Поэтому если вы раздумываете о покупке ружья, то не сбрасывайте со счетов турецкие ружья».
Вот ещё одно свидетельство. Несколько лет назад на выставке IWA я спросил Сергея Васильевича Попикова, обратил ли он внимание на существенное повышение качества оружия ведущих турецких компаний, на что он ответил: «Ничего удивительного в этом нет. У них стоят такие же станки и обрабатывающие центры, как и у нас».
Явление ружей турецкого производства на мировом рынке оружия происходит в шести ипостасях. Первая – это оружие собственно турецких компаний под их собственными брендами, вторая – оружие турецкого производства под брендами известных компаний (Weatherby, Mossberg, CZ-USA, SKB, Webley & Scott). Да, если бы ружья могли говорить, то, пожалуй, добрая половина ружей, выпущенная под брендами известных мировых производителей, говорила бы сегодня с турецким акцентом.
Кстати, размещение заказов на производство оружия под собственными брендами на мощностях других компаний является широко распространённой практикой: достаточно вспомнить производство ружей модели Remington Spartan на Ижевском механическом заводе, нескольких моделей ружей для известной немецкой компании в Италии или винтовок Weatherby Vanguard в компании Howa. Многие совершенно справедливо указывают, что понятие «Сделано в...» утратило свой первоначальный смысл и сегодня скорее означает «Собрано в... для...». Это утверждение справедливо и по отношению к оружию.