Клинки играли большую роль в жизни человека в древности. Это был не просто нож или кинжал для обороны и нападения, для хозяйственных нужд, разделки дичи и туш домашнего скота. Клинок был частью важных ритуалов. Причём некоторые ритуалы, прямо скажем, удивляют и пока не нашли приемлемого объяснения у учёных.
Уже в памятниках эпохи бронзы холодное оружие играет огромную мистическую роль и служит в качестве оберега и проводника при переходе усопшего в потусторонний мир. Совсем недавно в Хакасии археологи открыли необычное погребение младенца Окуневской культуры, датируемое примерно XXIV в. до н. э. Вместе с останками младенца археологи обнаружили богатый сопроводительный инвентарь. Он включал множество зубов соболя, загадочные предметы (мраморный шар и семь необычных ритуальных фигурок, изготовленных из рога лося) и маленькую бронзовую модель кинжала или ножа.
Фигурки «окуневского младенца»
Мраморный шар был подвешен на поясе, украшенном просверлёнными клыками марала. По мнению исследователей, наличие ритуального кинжала и шара характерны только для погребений мужчин и мальчиков, которые при жизни обладали особым социальным статусом. Самыми необычными предметами оказались семь роговых фигурок, копирующих изображения с окуневских стел. Возможно, они отражают мифологические представления древних людей-окуневцев о разделении мира на три части.
А вот кинжал оказался древнейшим в Центральной Азии цельнолитым бронзовым кинжалом. То, что в погребение младенца положили кинжал, говорит о большой роли холодного оружия в представлениях окуневцев. Известно лишь несколько случаев, когда младенца погребали с клинком. Всё это неудивительно, так как известно, что клинок символизировал мужское начало, а ножны – женское.
Ритуальные кобанские кинжальчики. VI–IV вв. до н. э.